Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (б)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась — глаз не оторвать!

(8)А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь.

(11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают — не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут — медуница-веснянка.

(25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья — и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя не воздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я — доблестный хозяин — к тётке присоединился.

(З0)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщено синеющую медуничку.

(ЗЗ)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и привольно.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (З6)Пробовал посадить — одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.

(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.

                                                                                                                                                      (По В. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 гг.) — российский писатель, видный представитель «деревенской прозы», участник Великой Отечественной войны.

Сочинение.

Природа играет важную роль в жизни людей. Связь с окружающей средой влияет на формирование личностных качеств человека, а также на его внутреннее состояние. Автор поднимает проблему влияния природы на человека. Этот вопрос особенно актуален в наше время, так как в погоне за карьерным ростом и материальными благами у людей совершенно не остается времени на духовное уединение с окружающим миром.

В данном для анализа тексте автор показывает нам, как природа способна повлиять на человека. Когда рябинка становилась «яркой, нарядной и уверенной в себе», герой восхищался ею и не мог отвести глаз от дерева. Весной мужчина вернулся в огород и увидел «униженно прячущуюся, сморщено синеющую медуничку», сильно огорчившись, он понял, как его бранное слово повлияло на растение.

Авторская позиция очевидна. Астафьев считает, что благодаря окружающей среде в человеке пробуждаются такие качества, как доброта и человечность. Так как именно природный фактор оказывает огромное влияние на духовное состояние людей.

Я полностью согласна с позицией автора. Духовное состояние человека, действительно, во многом зависит от окружающего мира. Ведь щебетание птиц, рассвет, заход солнца и другие удивительные явления природы не могут вызывать отрицательных эмоций. Внимание по отношению к природе важно для человека как в раннем возрасте, так и в юные, зрелые годы. Это отношение, можно сказать, определяет внутренние качества людей.

В качестве примера можно привести роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой произведения не мог обрести душевное спокойствие в какой-то степени оттого, что был равнодушен к природе. Татьяна же, наоборот, любила природу, потому в сложных жизненных ситуациях была человеком духовно-сильным.

Также влияние природы на человека можно наблюдать в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Молодой нигилист Е. Базаров считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Отношение главного героя к окружающей среде носит потребительский характер, и писатель осуждает его за это.

Таким образом, некоторым людям стоит пересмотреть своё отношение к природе. Ведь восприятие человеком окружающего мира сказывается на нашем душевном состоянии и наших личностных качествах.