Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Обыватель — явление всемирное ... В.В. Набоков (сочинение)

(1)Обыватель — явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (З)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказывается таким же откровенным буржуа, как банковский служащий иди голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все, он приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, эта потребность диктуется страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7) Соседство с главой компании или европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого: читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моема, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи возраждения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукцию Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшал пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден: каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатическах улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это — иллюзии и в это втайне не верит ни продавец, ни покупатель.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольною величественного обывателя — пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду: и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.

(По В. В. Набокову*)

* Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

 

Булатов Эрик (группа 2 уровня)

Нравственный выбор играет важную роль в жизни каждого человека. Одни ставят на первый план человечность ,а другие материальные ценности, внешний вид.
В данном тексте В.Набоков поднимает проблему обывательщины. Эта тема особенно актуальна в наше время, так как современное общество предпочитает престиж и деньги, нежели стремление к воплощению мечты.
С помощью данного текста В.Набоков показывает, как обыватель ради приближения к вульгарной элите готов отбросить все то нравственное, что в нем есть, оставив "заурядные, убогие мысли". Ради престижа он повесит картину известного художника, предпочитая ему другого.
Автор считает, что обыватели следуют ложному, поддельному нравственному пути. Эти люди стремятся к приспособленчеству, стремятся быть как все, обладать тем, что есть у других вместо того, чтобы познавать собственную индивидуальность, развивать свой вкус, духовный мир.
Я полностью согласен с мнением В.Набокова, так как гораздо важнее развивать в себе индивидуальность, нежели быть как все. Поэтому не следует придерживаться планов тех людей, которые ради богатства и репутации отказались от собственного счастья.
Данную проблему можно наблюдать в произведении И.А.Гончарова "Обломов". Главный герой Обломов почти все время проводит в постели. Он мало чем интересуется, ему хочется просто спать в своей кровати. Обломов равнодушно относится ко многим вещам: не хочет читать книги, не хочет видиться со знакомыми. Даже такое искреннее чувство как любовь не смогло его исправить.
Подобную проблему можно наблюдать и в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети". Базаров, который все свое время отдавал науке, был нигилистом. Он верил только в правдивость науки. Религия и любовь для него пустой звук. Но встретив Одинцову, он влюбляется. Любовь к ней полностью изменила его мировоззрение.
В заключение мне бы хотелось сказать, что обыватели всегда будут среди нас, так как есть люди, которые не в силах раскрыться как индивидуальность. И эти люди могут выбрать для себя совершенно ложный путь.

 

Хузина Эвелина (группа 2 уровня)

Перед каждым человеком встает проблема нравственного выбора. Одни выбирают человечность и доброту, для других же внешние данные и материальное положение играют гораздо более важную роль. Таких людей называют обывателями.
Автор поднимает проблему обывательства. Этот вопрос особенно актуален в наше время, так как ценности современного общества стремительно меняются: люди в погоне за красивой жизнью забывают о внутренних качествах.
На примере рассуждений главного героя автор показывает, что обывательство - это довольно распространенное явление, характеризующееся страстной потребностью принадлежать к избранному кругу, подвергаться влиянию богатства, чтить ложные ценности, поддельную привлекательность.
Позиция автора очевидна. Обыватель - человек, который соткан из примитивных и убогих мыслей, он поддается ложным ценностям, считая их истинными, им также движет стремление приспособиться к так называемому элитному обществу.
Я полностью согласна с позицией В.В. Набокова. Обыватель думает как все, его мысли нельзя назвать глубокими, ведь они банальны и ничем не примечательны. Эти люди не хотят выделяться из толпы, не пытаются понять свою индивидуальность, не развивают свою личность. Сами себя ограничивая, они отказываются от полноценной, насыщенной жизни.
Примером может послужить произведение И.А. Гончарова «Обломов». Схожесть главного героя этого произведения с Ионычем заключается в том, что Обломов, как и Старцев, ничем не интересуется, равнодушно смотрит на многие вещи. Он не читает книг, не хочет видеться со знакомыми, и даже любовь не смогла его исправить.
Ярким примером обывательства может стать и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Так, Родион Раскольников, как и большинство молодых людей в то время, хотел повторить славу Наполеона, мнил себя способным на большее: переступить через человеческую жизнь. Но в конце произведения Раскольников после раскаяния смог увидеть свои обывательские пороки и начал исправлять их.
В заключение хотелось бы добавить, что в нравственном образе обывателя нет ничего хорошего, ведь эти люди закрывают глаза на истинные ценности.