Сочинения по литературе: Чему меня научил роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". (сочинение)

Саляхова Камилла (группа 2 уровня)

Одна из немаловажных функций литературы – поучительная. Да, литература не просто знакомит нас с миром, развивает, развлекает, она нас учит. Учит различать добро и зло, учит ценить прекрасное, видеть важное, уважать достойное. Каждая прочитанная книга обогащает наш духовный мир и вносит свою лепту в формировании нас как личности. Достойное место в ряду великих произведений русской литературы, которые не оставит равнодушным никого из читателей, занимает роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Писатель создавал роман 12 лет, произведение стало своеобразным апофеозом его творчества. Оно раскрывает взгляды М.Булгакова на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. Интересно, что автор смог затронуть очень много важных и «вечных» в искусстве проблем. Это и сила любви, и судьба художника слова, и пороки общества, и многие другие. Без сомнения, каждый читатель почерпнет в романе что-то важное и интересное для себя. Чему же научил роман «мим» меня?

Очень интересным и неординарным показался мне подход М.Булгакова к проблеме противостояния Добра и Зла. Мы привыкли воспринимать эти понятия как противоположные, взаимоисключающие. Однако задумаемся над словами Воланда, обращенными к Левию Матвею: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей». Действительно, разве можно понять, что такое добро, если не изведать зла? Эти два понятия не взаимоисключающие, они взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Более того, грань между ними не всегда ясна четко. Так, сатана Воланд – представитель темных сил, зла. Однако, если задуматься, на протяжении романа он творит добро – восстанавливает справедливость, наказывает грешников, помогает Мастеру и Маргарите. Еще сильнее мысль о взаимосвязи добра и зла звучит в эпизоде, когда Левий Матвей является к Воланду просить подарить Мастеру «покоя». Невероятно! Силы света и тьмы объединились, чтобы решить судьбу героя, чтобы помочь ему обрести счастливый покой. Талант писателя наталкивает нас, читателей, на долгие философские размышления, и не нужно, чтобы ответы на вопросы были однозначными…

Оставила отпечаток в моей душе и история любви Мастера и Маргариты. Мастер рассказывал Ивану Бездомному: «Любовь выскочила перед нами, как из под земли, как выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Уже в этой цитате удивляют сравнения, описывающие чувства героев. Становится ясно: это необычайное по силе, безусловное, вечное единство двух людей, и разъединить их теперь не может ничто. Но судьба уготовила любящим непростые испытания. Отчаявшийся, подавленный, преданный «другом» Мастер добровольно ушел в психиатрическую больницу, а Маргарита, не знающая о его судьбе, была обречена на страдания и одиночество. Сильная женщина не сдалась. Я восхищен Маргаритой, которая пошла на сделку с Сатаной, чтобы спасти любимого. Она согласилась быть королевой на балу Воланда. И эта обязанность потребовала от нее большой стойкости. Окровавленное колено, которое целуют миллионы грешников, кровь от шипов на короне – это то немногое, что пришлось перенести Маргарите. И тем более поразительным кажется ее поступок после бала. Милосердная Маргарита, чувствуя свою ответственность перед Фридой, жертвует своим желанием поскорее увидеть Мастера и просит у Сатаны прощения для несчастной детоубийцы. Благородство, доброту Маргариты смог оценить даже Воланд: он позволил женщине «потребовать» еще одно желание. Так любовь, верность, сила Маргариты спасают Мастера. Конечно, история героев полна фантастики, но она учит нас важному: любовь – это сила, и от нее нельзя отказываться, за нее нужно бороться, ведь любящие – одно целое, и друг без друга они обречены.

Это лишь некоторые выводы, которые я сделал для себя после прочтения великого романа М.Булгакова «Мастер и М» .Поистине это произведение многогранно, его можно читать не раз и снова и снова открывать что-то новое.