Необходимый минимум (сжатые конспекты по всей школьной программе): Раздел 8 Право


Скачать файл

Быстрый переход:

 

 

 

 

Социальные нормы

Социальные нормы — правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.

 

Признаки социальных норм:

  • Являются общими правилами (т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества).
  • Возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей.
  • Основным направлением их действия является регулирование общественных отношений.
  • Возникают в процессе исторического развития общества, (в дальнейшем совершенствуются, изменяются и функ-ционируют вместе с прогрессом общества).
  • Носят объективный характер  (т. е. не зависят от воли и желания людей).
  • Имеют определенную иерархичность (занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм)).
  • Выступают мерой общественно значимого поведения, направленной на достижение определенного результата.

 

Типы социальных норм:

Писаные — формально зафиксированные

Неписаные — традициями, обычаями, этикетом, манерами.

 

По механизму регулирования социальные нормы бывают:

  • обычаи;
  • мораль;
  • право;
  • нормы общественных организаций.

 

Функции социальных норм:

  • ориентирующую — обусловливает предстоящий поступок человека;
  • программную — позволяет выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные; информирует об оптимальных способах их достижения;
  • прогностическую — ставит в известность о предполагаемых последствиях различных действий человека и его возможной ответственности.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических, или правовых норм

Норма права — это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

 

Признаки правовой нормы:

  • Единственная из норм, которая исходит от государства.
  • Представляет собой меру свободы человека.

Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

 

Компоненты структуры нормы права:

  • Гипотеза — указывает обстоятельства вступления нормы в действие.
  • Диспозиция — содержит само правило поведения его суть и содержание, права и обязанности субъектов.
  • Санкция — определяет   неблагоприятные   последствия, в случае нарушения диспозиции.

 

Виды правовых норм:

1) По субъекту правотворчества

  • Государственные
  • Волеизъявление народа

2) По социальному назначению

  • Учредительные (Нормы — принципы)
  • Регулятивные (Нормы — правила поведения)
  • Охранительные (Нормы — стражи порядка)
  • Обеспечительные (Нормы — гарантии)
  • Декларативные ( Нормы — объявления)
  • Дефинитивные (Нормы — определения)
  • Коллизионные (Нормы — арбитры)
  • Оперативные ( Нормы — инструменты)

3) По характеру содержащихся норм

  • Обязывающие (Нормы, устанавливающие обязанности)
  • Управомочивающие (Нормы, предоставляющие права на совершение действий)
  • Запрещающие (Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий)

4) По функциональной роли

  • Общие (обычно распространяются на всех)
  • Специальные (регулируют вопросы, требующие детальной регламентации )

5) Метод правового регулирования 

  • Императивные ( не допускают отклонений в регулируемом поведении)
  • Диспозиционные (дают возможность субъектам в пределах требований закона самим разрешать спорные моменты).
  • Рекомендательные (нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения)
  • Поощрительные

6) Сфера и субъекты действия

  • Общего действия (нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства)
  • Ограниченного действия (нормы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами)
  • Локального действия (нормы, действующие в пределах какого-либо образования: предприятие, учреждение, организация).

 

Значения термина «право»:

  • система правовых норм;
  • официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;
  • правовая система;
  • совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.

 

Признаки права:

  • Социальность
  • Нормативность (информация о возможных действиях гражданина)
  • Общеобязательный характер
  • Государственно-волевой характер
  • Системность
  • Формальная определенность (право выражено в конкретной форме)
  • Обеспеченность государством (Государство обеспечивает реализацию норм).

 

Функции права:

  • Культурно-историческая — право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое.
  • Воспитательная — право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания.
  • Социального контроля — право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ог-раничения.
  • Регулятивная — право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми.
  • Охранительная — право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе об-щественного развития.

 

 

Система права: основные отрасли, институты, отношения

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты.

 

Структура системы права:

  • Институт права — совокупность норм, регулирующих вид однородных общественных отношений (в трудовом праве — институт охраны труда; гражданства; купли-продажи и т. д.).
  • Подотрасль права — совокупность родственных институтов (в гражданском праве «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких как институт поставки, мены, подряда и др.).
  • Отрасль права — совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений (конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.).

        

Основные отрасли российского права:

  • Конституционное (государственное) — закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему.
  • Гражданское право   имущественные отношения право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.
  • Административное право  отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительнораспорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).
  • Семейное право брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
  • Трудовое право — отрасль права, которая регулирует трудовые отношения (трудовые договоры, рабочее время и время для отдыха).
  • Уголовное право — юридические нормы, определяющие,  преступныедеяния.
  • Уголовно-процессуальное право — нормы, регулирующие порядок делопроизводства по уголовным делам.
  • Гражданское процессуальное право — судопроизводство по гражданским делам.
  • Финансовое право — финансовую деятельность государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.

 

 

Источники права

Источник (форма) права — это внешние официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

 

Виды источников права:

  • Правовой обычай  — сложились независимо от государственной власти и приобрели обязательное значение (после признания государством).
  • Судебный (юридический) прецедент — решение по конкретному делу, которое принимается за  правило при разрешении всех аналогичных дел.
  • Правовая доктрина — изложение права представителями власти, которым придается обязательное значение.
  • Священные книги
  • Нормативный правовой акт— официальный письменный документ, который содержит нормы права.
  • Нормативный правовой договор —  принятие на себя каждой из сторон юридических обязанностей: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами РФ, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.
  • Международно-правовые акты — официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права, например: международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и т. д.

 

 

Правовые акты

Нормативный правовой акт — это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

 

Основные признаки нормативного правового акта:

  • Издается компетентными органами государства.
  • Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством.
  • Имеет вид письменного документа.
  • Носит легитимный (от лат. legitimus — законный) характер.
  • Содержит нормы права.
  • Характеризуется неконкретностью адресата, т. е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.

 

Иерархия НПА РФ:

— Конституция РФ

— Федеральные законы:

  • федеральные конституционные законы;
  • текущие (обычные) федеральные законы

— Указы Президента РФ

— Постановления Правительства РФ

— НПА министерств и ведомств

Закон — НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой.

 

Виды законов:

  • Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти (Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., конституции республик в составе РФ).
  • Федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, связанным с Конституцией  (законы  о Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.).
  • Федеральные законы (текущие или обычные) — акты текущего законодательства (Гражданский, Уголовный, Семейный кодекс РФ и т. п.).
  • Законы субъектов Федерации — издаются субъектов РФ, действуют на их территории (закон Саратов-ской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они базируются на них, играют вспомогательную роль.

 

Виды подзаконных актов:

  • Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.
  • Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
  • Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти — принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.
  • Решения и постановления местных органов государственной власти — принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами.
  • Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления — принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др.
  • Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов— принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.
  • Локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

 

 

Правоотношения

Правоотношения — это отношения между людьми, урегулированные нормами права.

Нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.

 

Структура правоотношения:

Субъект (сторона) правоотношения — это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.

Объект правоотношения — это то, по поводу чего возникает правоотношение: вещи, включая ценные бумаги, иное имущество; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага.

Содержание правоотношения:

  • конкретные действия по реализации субъективных прав и обязанностей участников правоотношения;
  • юридическую обязанность — предусмотренную законом необходимость должного поведения в интересах того лица, которое вправе этого требовать;
  • субъективное право — предусмотренная законом возможность субъекта по своему усмотрению совершать действия, закрепленные в нормативных актах,

 

Основные субъекты правоотношений:

  • Физические лица
  • Организации (юридические лица)
  • Граждане, иностранцы, лица без гражданства
  • Государство в целом, государственные органы ,общественные организации, хозяйственные объединения.

Правоспособность — способность обладать правами и нести юридические обязанности (возникает с рождения)

Дееспособность — способность осуществлять права и обязанности (с 18 лет. Исключения: гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, а по некоторым видам преступлений — с 14 лет. Связана также с психическим состоянием человека: необходимо быть психически здоровым)

Юридический факт — предусмотренные нормой права обстоятельства, служащие основанием для возникновения правоотношений.

 

Юридические факты бывают:

  • События — то, что не зависит от воли человека (смерть, природные явления).
  • Действия — юридические факты, наступление которых зависит от воли человека:

 

 

Правонарушения

Правонарушение — общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, влекущее за собой юридическую ответственность.

Соответственно, не является правонарушением вариант поведения, хотя и нарушающий правовые предписания, но не наносящий ущерб. Действие, хотя и социально опасное, но осуществляемое в рамках правовых предписаний, также не считается правонарушением, как и не относится к таковым и противоправное деяние недееспособного лица. 

Юридический состав правонарушения — это система достаточных для возложения юридической ответственности признаков правонарушения.

 

Состав (структура) правонарушения:

  • Объект правонарушения — регулируемые и охраняемые правом общественные отношения, которым правонарушение причиняет вред
  • Субъект правонарушения — право- и дееспособное физическое или юридическое лицо (организация), совершающее правонарушение.

Объективная сторона правонарушения — конкретное внешнее проявление правонарушения, отражающееся в таких правовых категориях, как деяние, причиненный вред и причинная связь между ними

Субъективная сторона правонарушения — психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям, которое конкретно проявляется как цель, мотив правонарушения и вина в его совершении.

Преступления — общественно опасные виновные деяния, предусмотренные УК РФ.

Проступки — виновные противоправные деяния, не предусмотренные УК РФ.

 

Проступки:

  • административные   (наносят ущерб отношениям, складывающимся в сфере гос. управления :нарушение правил дорожного движения, санитарных правил и др.);
  • дисциплинарные  (нарушениетрудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины, неисполнение своих трудовых обязанностей)
  • гражданские проступки (нарушения, в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность, например, достоинство).

 

 

Конституция Российской Федерации

Россия — федеративное, демократическое, правовое, социальное, суверенное, светское государство;  

Конституция — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

 

Отличия Конституции от других правовых актов:

  • Имеет учредительный, основополагающий характер.
  • Обладает высшей юридической силой.
  • Характеризуется стабильностью. (рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.
  • Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

 

Виды конституций:

  • Писаная (единый документ: Россия, США, Франции)
  • Неписаная (парламентские законы, судебные прецеденты и обычаи: Великобритания, Израиль, Новая Зеландия)
  • Реальная (адекватно отражает реальное конституционное строение)
  • Фиктивная (не соответствует фактическим условиям, является декларативной)
  • Народно-суверенная(договорная)
  • Октроированная (дарованная народу монархом или президентом)

 

Роль конституции в функциях:

  • Политическая — определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.
  • Правовая — Закрепляет правовые положения в единую систему.
  • Гуманистическая — закрепляет права и свободы граждан.
  • Учредительная — устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти.
  • Мировоззренческая — способствует формированию правового сознания населения.

Конституционный суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

Порядок внесения поправок в Конституцию РФ: из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения гл. 1, 2 и 9 Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

 

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство РФ;
  • Законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  • Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Порядок внесения изменений в конституцию:

Гл. 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование.  В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к гл. 3— 8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобрят данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

Структура конституции РФпреамбула (вступительная часть) и два раздела.

 

Основные задачи Конституции РФ:

  • Преобразование России в демократическое правовое государство;
  • Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.

 

Публичное и частное право:

  • Публичное право — это область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли и т. д.).
  • Частное право — сфера частных дел (гражданское, предпринимательское , трудовое, семейное право и т. д.)

 

 

Юридическая ответственность и ее виды

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

 

Меры бывают:

— Правовосстановительные  — это принудительное взыскание причиненных убытков.

— Карательные — это меры уголовного наказания (например, лишение свободы), административный штраф, дисциплинарное взыскание.

— Принципы юридической ответственности:    

  • Законность — точная и строгая реализация правовых предписаний.
  • Справедливость — нельзя назначать уголовное наказание за проступки. Закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы. Если вред, причиненный нарушителем, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение. За одно нарушение возможно лишь одно наказание.
  • Неотвратимость наступления
  • Целесообразность — недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без законных оснований.
  • Индивидуализация наказания - возможность избрания различных средств правового воздействия на правонарушителя.
  • Ответственность за вину
  • Недопустимость удвоения ответственности — недопустимо сочетание двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это не означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и дополнительное наказание. Однако за одно преступление виновный может быть наказан только один раз.

 

Функции юридической ответственности:

  • Карательная — реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это его наказание.
  • Превентивная   (предупредительная)   — наказание правонарушителя является предупреждением (превенции) для совершения новых правонарушений.
  • Воспитательная — эффективная борьба с нарушителями, способствует повышению дисциплины граждан.
  • Правовосстановительная (компенсационная) — в значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, пострадавшего от правонарушения субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения.
  • Организующая (регулятивная) — сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

 

Основные виды юридической ответственности:

  • Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.
  • Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.
  • Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Материальная ответственность — заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.

 

Обстоятельства, освобождающие от ЮО:

  • деятельное раскаяние виновного лица;
  • примирение правонарушителя с потерпевшим;
  • если совершённое деяние перестали быть опасным;
  • истечение сроков давности;
  • условно-досрочное освобождение;
  • замена одного наказания другим;
  • болезнью лица;
  • беременность, имею-щим малолетних детей;
  • в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора.

 

Обстоятельства, исключающие ЮО:

  • возраст;
  • необходимая оборона;
  • причинение вреда при задержании правонарушителя;
  • крайняя необходимость;
  • принуждение - лицо не могло руководить своими действиями;
  • обоснованный риск для достижения общественно полезной цели; исполнение приказа или распоряжения;
  • невменяемость.

 

 

Государственное устройство, гражданство

Государственное устройство РФ:

—  Президент РФ (является гарантом Конституции, имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции).

—  Органы законодательной власти (федеральное Собрание РФ)

  • Государственная Дума (председатель; заместители; 450 депутатов) 
  • Совет Федерации (председатель; заместители; по два представителя от субъекта РФ)

—  Органы исполнительной власти (Правительство РФ): председатель, заместители, федеральные министры

—  Органы судебной власти (конституционный суд РФ)

  • Верховный суд РФ
  • Высший Арбитражный суд РФ

—  Прокуратура РФ (генеральный прокурор)

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Подданство — правовая связь лица и государства при монархии.

 

Демократические принципы гражданства:

  • Принцип единого гражданства (граждане РФ являются и гражданами административной единицы, в которой они проживают).
  • Принцип равного гражданства (все граждане обладают одинаковым правовым статусом).
  • Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства.
  • Принцип защиты и покровительства граждан РФ  государством.

 

Основания для приобретения гражданства РФ:

  • По рождению (родители имеют гражданство, один из родителей. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, есть ее гражданин, причем независимо от места рождения. При различном же гражданстве родителей, один из которых состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, ребенок приобретает гражданство РФ при условии рождения на территории России либо, если в ином случае он станет лицом без гражданства. Ребенок, находящийся на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения
  • Прием в гражданство. Решение этого вопроса — прерогатива Президента РФ. Об этом может ходатайствовать достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо при условии проживания на территории РФ в течение 5 лет непрерывно, отказа от гражданства иностранного государства, наличия законного источника средств к существованию, обязательств соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, владения русским языком. Для определенной категории лиц прием в гражданство РФ осуществляется в упрощенном порядке

 

Случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается:

  • После получения лицом повестки о призыве на срочную военную или альтернативную гражданскую службу и до ее окончания;
  • Когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства, привлечен в качестве обвиняемого к уголовной ответственности либо в отношении него уже имеется вступивший в силу приговор суда;
  • Если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Правовой статус человека и гражданина — совокупность его прав, свобод и обязанностей.

 

 

Права и обязанности человека

Права человека — это социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни.

Признаки прав человека:

  • Возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества.
  • Складываются объективно и не зависят от государственного признания.
  • Принадлежат человеку от рождения.
  • Имеют неотчуждаемый,  неотъемлемый  характер, признаются как естественные.
  • Являются непосредственно действующими.
  • Признаются высшей социальной ценностью.
  • Выступают необходимой частью права, выражая его главное содержание и дух.
  • Представляют собой принципы и нормы взаимоотно-шений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.
  • Их признание, соблюдение и защита являются обязан-ностью государства.

Существует разница между правами человека и правами гражданина.

Права человека - принадлежат всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут; существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной; являются моральными и социальными категориями, не всегда выступают как категории юридические.

Права гражданина - принадлежат только гражданам государства, т. е. лицам, обладающим гражданством; признаются государством и законодательно закреплены в нормативных правовых актах конкретной страны; являются юридическими категориями.

 

Система прав гражданина, закрепленная в Конституции РФ:

  • Гражданские (личные) права — принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19—25; 27—29; 45—54; 60; 62): право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.
  • Политические   права — право избирать и быть избранным, мирных собраний; создания союзов и объединений; направлять обращения в органы власти.
  • Экономические права — обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34—37): право быть собственником; наследования; на труд; свободный выбор профессии и рода занятий; на отдых; на защиту от безработицы и др.
  • Социальные права — обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (ст. 38—43): право на социальное обеспечение ; на жилище; на образование; на медицинскую помощь; на защиту материнства и детства; на благоприятную окружающую среду и др.
  • Культурные права — обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности (ст. 26; 44): право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества; на культурную самобытность (пользование род-ным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.)

Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения.

 

Основные обязанности гражданина РФ:

  • Соблюдение законов РФ, прав и свобод других людей
  • Защита Отечества
  • Уплата налогов и сборов
  • Бережное отношение к окружающей среде
  • Забота о памятниках
  • Забота о детях и нетрудоспособных родителях
  • Получение основного общего образования

Административная ответственность — вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного проступка.

Административный проступок - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которым установлена административная ответственность.

 

Виды административного наказания:

  • Предупреждение (Выносится в письменной форме)
  • Административный штраф (Денежное взыскание, которое не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда (МРОТ). Сумма штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1000 МРОТ)
  • Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
  • Принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Назначается судьей
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
  • Принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу
  • Административный арест (на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. На-значается судьей)
  • Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
  • Дисквалификация (лишение права занимать руководящие должности, устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет).

Юридическое лицо — организация, имеющаят в собственности имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

Содержание гражданской правоспособности составляют следующие права:

  • иметь имущество на праве собственности;
  • наследовать имущество;
  • заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью;
  • создавать юридические лица как самостоятельно, так и совместно с другими лицами;
  • совершать любые не запрещенные законом сделки;
  • выбирать место жительства;
  • иметь авторские права, иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности;
  • иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

 

Уровни дееспособности граждан РФ:

  • Полностью недееспособные (малолетние) — не могут приобретать права и обязанности; от их имени выступают их законные представители (родители, опекуны и т. д.)ни могут совершать мелкие бытовые сделки
  • Полностью недееспособные лица по состоянию здоровья — не могут приобретать права и обязанности; им назначается опекун, который совершает все (в том числе и мелкие бытовые) сделки
  • Частично дееспособные (от 14 до 18 лет) — участвуют в гражданском обороте самостоятельно и от своего имени, но с письменного согласия своих родителей либо лиц, их заменяющих
  • Ограниченно дееспособные граждане, злоупотребляющие спиртным или наркотическими веществами и тем самым ставящие семью в тяжелое материальное положение
  • Полностью дееспособные граждане: — по достижении 18 лет; — при вступлении в брак до достижения 18-летнего возраста; — по эмансипации

 

 

Собственность, договор, сделка

Собственность — это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.

Недвижимое - объекты, перемещение которых невозможно без ущерба (зем. участки, дома, космические объекты)

Движимые - всё остальное.

 

Формы собственности в РФ:

— Частная собственность физического лица — форма собственности, при которой средства и результаты производства принадлежат физическим лицам. Это любое имущество, за исключением того, что в соответствии с законом исключено из права частной собственности. Количество и стоимость имущества не ограничиваются, кроме случаев, установленных законом. Труд физического лица в качестве наемного работника; собственная экономическая деятельность, не направлен-ная на извлечение прибыли; предпринимательская деятельность

— Частная собственность юридического лица — форма собственности, при которой средства и результаты производства принадлежат юридическим лицам. Это любое имущество, за исключением того, что в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам. Количество и стоимость не ограничиваются, кроме случаев, установленных законом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности

— Государственная собственность РФ или ее субъектов

Особые способы приобретения права государственной собственности:

  • реквизиция (от лат. ге-quisitio — требование)
  • принудительное изъятие частного имущества в собственность государства или во временное пользование;
  • конфискация (лат. соп-fiscatio) — принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества;
  • национализация (фр., англ. nationalisation от лат. — нация, народ) — переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т. д.

— Муниципальная собственность — имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Это имущество предназначено для удовлетворения общих интересов жителей муниципального образования. Выделена из государственной собственности и во многом схожа с ней по источникам.

Сделка — действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Форма сделки — это способ выражения воли субъектов сделки.

 

Формы сделок:

  • устные сделки;
  • сделки, совершаемые в простой письменной форме;
  • нотариально удостоверенные сделки.

Договор — соглашение двух или нескольких лиц об уста-новлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность — установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что влечет за собой нарушение субъективных гражданских прав другого лица.

 

Признаки гражданско-правовой ответственности:

  • Является имущественной,  поскольку гражданское право прежде всего регулирует имущественные отношения.
  • Носит компенсационный характер. размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненных убытков или возмещаемого вреда.
  • Имеет целью принуждение должника к исполнению возложенных на него законом или договором юридических обязанностей и тем самым — восстановление нарушенного субъективного права кредитора.

 

Виды гражданско-правовой ответственности:

  • Договорная - наступает при исполнении обязательства, возникшего из договора
  • Внедоговорная - наступает, когда вред или убытки причинены потерпевшему лицом, не состоявшим с ним в договорных отношениях
  • Долевая (множественность должников) - если из закона или договора не вытекает иное, действует презумпция (предположение) равенства долей при ответственности каждого из должников перед кредитором
  • Солидарная - кредитор вправе предъявить требование как ко всем должникам, так и к любому из них. Кредитор, не получивший такого удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных. Если кредитор предъявил требование к одному из должников, остальные должники несут перед должником, удовлетворившим требование кредитора, ответственность в равных долях
  • Субсидарная - по договору банковской ссуды
  • Смешанная - возникает при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон

 

Право граждан на труд по Конституции РФ:

  • Запрет принудительного труда (налагает запрет на всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, а также работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Незанятость гражданина не может служить основанием для привлечения его к ответственности. При этом принудительным трудом не счита-ется выполнение некоторых публичных обязанностей: — военная служба; — работы в условиях чрезвычайных обстоятельств; — работы на основании вступившего в законную силу приговора суда)
  • Право на безопасность труда - (устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены)
  • Законодательное определение минимального размера оплаты труда
  • Законодательно гарантированное право на забастовку
  • Право на отдых трудящихся

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции подчинении его правилам трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда.

 

Обязательная инфомация трудового договора:

  • Фамилия, имя, отчество работника
  • Наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица)
  • Конкретное место работы
  • Дата начала работы
  • Наименование должности, специальности, профессии, квалификации работника
  • Права и обязанности работодателя
  • Характеристика условий труда
  • Режим труда и отдыха работника
  • Условия оплаты труда работника
  • Виды и условия социального страхования работника

 

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В отдельных случаях трудовой договор возможно заключить и с 15-летними подростками. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, но только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя).

 

Максимальное количество часов в неделю для отдельных категорий работников:

  • Подавляющее большинство работников — 40 часов
  • от 16 до 18 лет — 36 часов
  • Инвалиды 1-й или 2-й группы — 35 часов
  • При опасных условиях труда — От 30 до 36 часов
  • До 16 лет — 24 часа
  • Учащиеся  до 18 лет — 12 часов

 

Время отдыха:

  • Перерывы в течение рабочего дня  от 30 до 120 мин
  • Праздничные дни - 11 в год
  • Отпуск - не менее 28 дней

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включаю-щая в себя правовые, социально-экономические, организаци-онно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профи-лактические и иные мероприятия.

 

 

Основные понятия и нормы уголовного права

Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

 

Классификация преступлений:

  • Против личности (жизнь, здоровье человека, свобода, честь, достоинство, половая пеприкосновенность, конституционные права, семья и несовершеннолетние).
  • В сфере экономики (собственность, экономическая детельность)
  • Против общественности (общественная безопасность, здоровье населения, экология, транспорт, компьютерная информация)
  • Против власти (конститационный строй, безопасность гос-ва, правосудие, порядок управления)
  • Против военной службы
  • Против мира и безопасности человечества

 

Виды преступлений по степени тяжести:

  • Преступления небольшой тяжести — до 2 лет лишения свободы;
  • Преступления средней тяжести: неосторожные деяния (от 2 лет), умышленные деяния (до 5 лет)
  • Тяжкие преступления (до 10 лет)
  • Особо тяжкие преступления (более 10 лет)

Вина — это психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его результату, основанное на возможности предвидения и предотвращения последствий преступления.

Уголовная ответственность —  правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

 

Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ:

  • Штраф
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственный наград.
  • Обязательные работы — выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
  • Исправительные работы — отбываются по месту работы осужденного.
  • Ограничение по военной службе — назначается осуж-денным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за совершение преступлений против военной службы.
  • Конфискация имущества — принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
  • Ограничение свободы — содержание осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.
  • Арест — содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества.
  • Содержание в дисциплинарной воинской части — назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту за совершение преступлений против военной службы.
  • Пожизненное лишение свободы устанавливается толь-ко как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назна-чаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
  • Смертная казнь — исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступле-ния, посягающие на жизнь

 

 

Правовые основы брака и семьи

Семья — круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

Семейное право — это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные от-ношения, возникающие из брака, кровного родства, приня-тия детей в семью на воспитание.

 

Структурные компоненты семейного права:

1) Основные источники семейного права

  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс РФ, вступивший в силу в 1996 г.;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ, регулирующие семейные правоотношения;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права;

2) Субъекты семейных правоотношений

Супруги, родители, дети, родные братья и сестры, усыновители и усыновленные, опекуны и попечители, отчим (мачеха) и пасынок (падчерица), приемные родите-ли, бабушка (дедушка) и внуки (внучки)

3) Объекты семейных правоотношений

Воспитание детей, выплата алиментов, управление имуществом

4) Отношения, регулируемые семейным правом

Условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, неимущественные и имущественные отношения.

Брак — это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

ЗАГС - органы записи актов гражданского состояния.

 

При расторжении брака ставится вопрос о разделе только совместного имущества. Собственность каждого из супругов разделу не подлежит. Также не подлежат разделу вещи, приобретенные для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. Эти вещи должны быть переданы супругу, с которым будут проживать дети. Не учитываются при разделе имущества денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

При расторжении брака совместное имущество делится в равных долях, если иное не предусмотрено договором между супругами. Долги супругов также распределяются между ними пропорционально присужденным им долям. В интересах несовершеннолетних детей суд вправе отступить от принципа равенства долей при разделе совместного имущества супругов и принять решение о распределении большей его доли тому супругу, с которым будут проживать дети.

 

Ныне действующий Семейный кодекс РФ ввел в семейные правоотношения новый правовой институт — институт брачного договора.

Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Лишение родительских прав — мера защиты детей, которая приводит к утрате всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в том числе права на воспитание, общение с ним, защиту его прав и интересов, льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, на содержание в старости.

 

Случаи, ведущие к ограничению родительских прав:

  • Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов.
  • Отказ родителей без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного, воспитательного или из других аналогичных учреждений.
  • Злоупотребление родителями своими правами.
  • Жестокое обращение родителей с детьми, в том числе осуществление физического и психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность.
  • Родители — хронические алкоголики или наркоманы.
  • Совершение родителями умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

 

 

Международные документы по правам человека

Положения, закреплённые в междунардных стандартах ООН:

  • права народов на мир и развитие;
  • права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
  • ликвидация всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, всех форм расовой дискриминации, пресечение преступлений апартеида (африканс. (бурск.) apartheid — раздельное проживание), дискриминации в области образования;
  • принципы медицинской этики врачей в отношении заключенных или задержанных лиц;
  • защита всех лиц от насильственных исчезновений;
  • принципы обращения с заключенными;
  • запрет пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
  • право мужчин и женщин на равное вознаграждение за труд равной ценности;
  • социальные и правовые принципы защиты и благополучия детей;
  • права инвалидов и умственно отсталых лиц;
  • права беженцев и апатридов (гр. а (частица отрицания) patris — родина) — лиц без гражданства; и т. д.

Основополагающим документом среди указанных является Всеобщая декларация прав человека, в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории прав человека.

Судебная защита — один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие — это деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

 

 

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — это система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

 

Принципы конституционного строя РФ:

  • суверенитет народа
  • федерализм
  • республиканская форма правления
  • правовое государство
  • Децентрализация государственной власти.
  • Избрание или назначение высших органов власти на определенный срок;
  • Признание человека, его прав высшей ценностью
  • Демократическое государство
  • Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства
  • Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина
  • Идеологический и политический плюрализм
  • Многообразие и равноправие форм собственности
  • Россия по форме правле-ния является республикой, а по форме государственно-территориального устройства — федерацией.

 

 

Федерация, ее субъекты

Федерация  — это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определенных сферах государственной самостоятельностью.

 

Принципы федерализма в Российской Федерации:

  • Государственная целостность (единая система власти)
  • Равенство и самоопределение народов
  • Единство системы государственной власти
  • Верховенство федерального права
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
  • Равенство субъектов РФ

 

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов:

  • Российская Федерация - внешняя политика РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. (Федеральные законы)
  • РФ и ее субъекты (совместное ведение) - защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэконо-мических связей субъектов; охрана окружающей среды; обгцие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семей-ное, жилищное право (федеральные законы, подзаконные акты).
  • Субъекты РФ - вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере (Нормативные акты субъектов РФ).

 

Виды субъектов РФ:

21 Республика, 1 Автономная область, 4 Автономных округа, 9 Краев, 46 Областей, 2 Города федерального значения. Всего - 83

 

Пути изменения состава Российской Федерации:

1) Добровольное вхождение  в РФ  иностранного государства.
2) Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:

  • путем объединения двух или более субъектов в один;
  • путем разделения одного субъекта с образованием новых;
  • путем выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;
  • путем вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.

 

Принипы разделения субъектов РФ:

1) Национально-территориальный (Республика) - государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ

  • Конституция республи-ки, республиканское законодательство
  • Система органов госу-дарственной власти республики, которая устанавливается ею само-стоятельно в соответст-вии с основами консти-туционного строя РФ
  • Территория, причем границы между субъек-тами могут быть из-менены только с их вза-имного согласия
  • Республиканское граж-данство
  • Государственный язык
  • Собственные символы государства

2) Национально-территориальный (автономная область, автономный округ) - государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ

  • Устав субъекта РФ
  • Законодательство субъекта РФ
  • Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ
  • Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ

3) Территориальный (край, область, города федерального значения) - в соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охваты-вающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный.

В каждый из этих федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.

 

 

Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

 

Принцип разделения властей в РФ:

1) Законодательная (двухпалатное Федеральное Собрание РФ):

а) верхняя палата — Совет Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и другой от исполнительного органа власти).

Полномочия:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении  чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ.
  • Назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, уполномоченного по правам человека, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, членов Центральной избирательной комиссии.
  • Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.
  • Обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

б) Нижняя палата— Государственная Дума (Состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями).

Полномочия:

  • Принятие законов.
  • Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.
  • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
  • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
  • Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
  • Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопро-сы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по иници-ативе комитетов палаты, по собственной инициативе.
  • Обращение в Конституционный суд РФ

В субъектах РФ законодательная власть представлена государственными и законодательными собрания, областными думами, парламентами и т. д.

 

2) Исполнительная (правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д.) -  осуществляет право организовывать исполнение законов, осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах)

 

Компетенции Правительства РФ:

  • Общая компетенция — внутренняя и внешняя политика, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.
  • Специальная компетенция — экономическая, социальная сферы, наука, культура, оборона и безопасность государства.
  • Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти — организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, контроль за их соблюдением 

3) Судебная

Правосудие — деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

 

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ:

  • Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
  • Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

 

Структура судебной власти в РФ:

  • Конституционный суд РФ (возраст судей от 40, стаж от 15 лет)— высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием НПА действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, устав-ные суды субъектов Федерации.
  • Верховный суд РФ (возраст судей от 35, стаж от 10 лет)— высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, возглавляет систему судов общей юрисдикции.
  • Высший Арбитражный суд РФ (возраст судей от 35, стаж от 10 лет)— высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров.

 

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • Осуществление правосудия только судом - правосудие осуществляется в строго опреде-ленном законом процессуальном порядке, ха-рактерном лишь для судопроизводства. Только суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять реше-ние по рассматриваемому делу от имени госу-дарства        —
  • Законность - строгое  соблюдение Конституции РФ.
  • Независимость судей - запретом любого вмешательства в деятельность судьи, Судья не вправе заниматься политической деятельностью.
  • Независимость судей - судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по ос-нованиям, установленным федеральным зако-ном
  • Коллегиальность - коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полно-го и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установлен-ных законом, возможно и единоличное рас-смотрение дел в суде
  • Состязательность и равноправие сторон - все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, от-ношения к религии, убеждений, принадлеж-ности к общественным объединениям. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд)
  • Гласность судебного разбирательства - разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных феде-ральным законом
  • Презумпция невиновности - каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана.
  • Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление
  • Право на пользование квалифицированной юридической помощью

Судебная системасовокупность действующих в России судов.

 

 

Институт президентства

Президент — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

Он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

 

Основные функции Президента РФ:

  • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод че-ловека и гражданина.
  • Охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
  • Обеспечивает согласованное функционирование и органов гос власти.
  • Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  • Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

 

Полномочия Президента РФ:

  • Правовой статус личности - предоставляет гражданство и политическое убежище РФ Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания
  • Федеративное устройство государства - назначает и освобождает полномочных представителей Президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни-тельной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае воз-никновения споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ
  • Отношения с парламентом Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициати-вы. Вносит поправки в обсуждаемые законоп-роекты. Имеет право вето. Обращается к Феде-ральному Собранию РФ с ежегодными посла-ниями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государствен-ную Думу в установленном законом порядке
  • Отношения с органами исполнительной власти Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства. Назначает и осво-бождает от должности заместителей Председа-теля Правительства РФ и федеральных минист-ров. Принимает решение об отставке Прави-тельства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоре-чащие Конституции и федеральным законам
  • Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховно-го и Высшего Арбитражного судов РФ. Назна-чает на должности всех судей федеральных су-дов. Предлагает Совету Федерации кандидату-ру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности
  • Оборона и без-опасность страны Является Верховным главнокомандующим Во-оруженными силами России. Утверждает воен-ную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружен-ных сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на тер-ритории РФ или отдельных ее местностей воен-ное или чрезвычайное положение
  • Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ-ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома-тических представителей в иностранных госу-дарствах и международных организациях

 

Требования к Президенту (цензы):

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;
  • возрастной ценз — не менее 35 лет.

Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут избирателями или избирательными объединениями (блоками) т. е. политическими партиями, объединениями, зарегистрированными соответствующим образом.

После выдвижения кандидата в поддержку для его регистрации происходит сбор подписей избирателей. Кандидат на выборах Президента РФ должен собрать 1 млн подписей (при досрочных выборах — половину). Число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.

Кандидат на должность Президента РФ обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения о своем имуществе и доходах, а также аналогичные данные о членах семьи за два года, предшествующих выборам.

Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное большинство по сравнению с другим кандидатом.

Полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно в случае добровольной отставки; по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

 

 

Правоохранительные органы

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.

 

Виды деятельности гос органов:

  • Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик РФ, конституционный контроль - правосудие
  • Суды общей юрисдикции - правосудие;
  • Министерство юстиции РФорганизационное - обеспеченде деятельности судов;
  • Прокуратура РФ - прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений;
  • Органы внутренних дел - выявление и расследование преступлений
  • Адвокатура - оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • Министерство внутренних дел РФ - непосредственное обеспечение правопорядка в стране

 

 

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Международное гуманитарное право — совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Важным шагом в урегулировании правил ведения воен-ных действий стало принятие Женевской конвенции (1867), Петербургской декларации (1868), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

  • устанавливалась система мирных средств для разреше-ния споров между государствами;
  • военные действия должны направляться только против сражающихся армий;
  • мирное население не должно являться объектом воен-ных нападений, военных действий;
  • вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военно-пленным;
  • запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;
  • оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные по-рядки и обычаи.

 

Принципы современного международного права:

  • Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • Принцип уважения прав человека.
  • Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид,  расовую дискриминацию, апартеид и др.).
  • Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

 

К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

  • Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм ра-совой дискриминации 1965 г.
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о пра-вах и основных свободах человека 1995 г.
  • Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

 

Система международной защиты прав человека:

  • Организация Объединенных Наций (ООН) 1945 - всеобщая деклара-ция прав человека 1948 г.
  • Совет Европы 1950 - европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 1994 - заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче-ству в Европе 1975 г.

 

 

Правовая культура

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правосознание (правовое сознание) — это совокуп-ность идей, представлений, чувств, выражающих отноше-ние людей к действующему или желаемому праву.

 

Функции правовой культуры:

  • Познавательно-преобразовательная - теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения Инициативы органов го-сударственной власти или общественных орга-низаций о внесении по-правок, дополнений или изменений в существую-щие законы, выявление противоречий в системе законодательства
  • Праворегулятивная - обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом Четкие представления граждан о необхо-димости соблюдения за-конности и правопо-рядка, о недопустимости нарушать своими дейст-виями права других лю-дей
  • Ценностно-нормативная - оценочное отноше-ние личности к цели и результатам право-вой деятельности, изучение этого отно-шения