Необходимый минимум (сжатые конспекты по всей школьной программе): Раздел 2 Духовная жизнь общества

Быстрый переход

 

 

Культура

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
  • Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
  • Ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Культура в широком смысле слова - исторически обусловленный динамический комп­лекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле— процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.

 

Основные сфе­ры существования и развития культуры:

  • Материальная культура — Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
  • Духовная культура — Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не су­ществуют: духовная культура может воплощаться и в матери­альных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).

 

Основные функции культуры:

  • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
  • Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
  • Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
  • Социализации — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Формы и уровни общественного сознания входящие в духовную жизнь: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

 

Структура духовной жизни общества:

  1. Духовные потребности — Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности
  2. Духовная деятельность (духовное производство) — Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом
  3. Духовные блага (ценности):
  • Идеи, теории, образы и духовные ценности
  • Духовные общественные связи индивидов
  • Сам человек как существо духовное

 

Формы и разновидности культуры

Типология культуры:

Связь с религией Культуры — религиозные и светские

Региональная принадлежность — Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская

Регионально-этническая особенность — Русская, французская и т. д.

Принадлежность к историческому типу общества — Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества

Хозяйственный уклад — Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура

Сфера жизни общества или вид деятельности — Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры

Связь с территорией — Сельская и городская культуры

Специализация — Обыденная и специализированная культуры

Уровень мастерства и вид аудитории — элитарная, народная, массовая культуры

Чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

 

Основные формы:

  • Элитарная — Создается привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами
  • Народная — Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы)
  • Массовая — Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)

Разновидности:

  • Субкультура — Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)   
  • Контркулътура — Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
  •  

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

Позитивное

  • Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире
  • Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
  • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени
  • Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке
  • Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству

Негативное

  • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»
  • Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей
  • Расчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
  • Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.)
  • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
  • Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения

 

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

 

Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

  • Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Ин­тернет.
  • Совокупность всех жанров, посредством которых реали­зуется все содержание массовой информации: заметка; ин­тервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации влияют не только на чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими спосо­бами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении послед­них. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общест­венное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кам­паний, того или иного политического курса и т. п.

 СМИ спо­собствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизи­руют и формируют однородную культуру, унифицируют мне­ния, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

 

Функции СМИ: 

  • Коммуникативная — Установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию
  • Непосредственно-организаторская — Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
  • Идеологическая (социально-ориентирующая) — Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения
  • Культурно-образовательная — Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры
  • Рекламно-справочная — Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, 'огород, туризм, шахматы, коллекционирование и т. д.)
  • Рекреативная — Создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия

 

 

Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

 

Теории происхождения искусства:

  • биологизаторская — происхождение искусства из по­требности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, нахо­дящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы­сокой творческой деятельности;
  • игровая — причины возникновения искусства в потреб­ности расходования человеком нерастраченной в трудовой де­ятельности энергии, в необходимости тренировки для усвое­ния социальных ролей;
  • магическая — искусство — форма различных видов ма­гии, внедренной в повседневную деятельность еще первобыт­ного человека;
  • трудовая — искусство — результат труда: полезные ка­чества произведенных предметов становятся объектом худо­жественного наслаждения.

 

Искусство — практическая деятельность человека, на­правленная на освоение и создание эстетических ценнос­тей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

будучи результатом вымысла, искусство тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

 

Функции искусства: 

  • Общественно-преобразующая — Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
  • Художественно-концептуальная — Анализирует состояние окружающего мира
  • Воспитательная — Формирует личность, чувства и мысли людей
  • Эстетическая — Формирует эстетические вкусы и потребности человека
  • Утешительно-компенсаторная — Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
  • Предвосхищения — Предвосхищает будущее
  • Внушающая — Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
  • Гедонистическая — (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
  • Познавательно-эвристическая — Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке

 

 

Наука

Наука — форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственную цель постиже­ния истины и открытия объективных законов.

Парадигма - господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический пе­риод и позволяет ученым и обществу успешно решать мировоззренческие и практические задачи.

 

Виды науки:

  • естественные — науки о природе.
  • общественные — науки об обществе.
  • фундаментальные науки — отсутствует прямая ориентация на практику.
  • прикладные науки — присутствует непосредственная ориентация на применение.

 

 

Образование

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институ­тов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования — приобщение индивида к достиже­ниям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

 

Функции образования: 

  • Экономическая — Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности
  • Социальная — Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
  • Культурная — Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей

 

Общие тенденции в развитии образования:

  • Демократизация — во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
  • Рост продолжительности образования — современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
  • Непрерывность — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
  • Гуманизация — внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
  • Гуманитаризация — повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
  • Интернационализация — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
  • Компьютеризация — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

 

 

Религия

Религия (от лат. religare — связывать) — это:

  • вера в сверхъестественное (в Бога);
  • совокупность взглядов и представлений, система веро­ваний и обрядов, объединяющая признающих их людей в еди­ную общность;
  • одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духов­ных потребностей.
  • формы практиче­ского воплощения веры (веро­вания, доктрины, культы ритуалы и т.д.)

 

Классификация религий:

  • родоплеменные примитивные верования;
  • национально-государственные религии:  иудаизм, инду­изм и др.;
  • мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

 

Основные функции религии: 

  • Мировоззренческая — задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание
  • Компенсаторная (терапевтическая) — восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
  • Коммуникативная — обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.
  • Регулятивная — упорядочивает деятельность
  • Интегрирующе-дезинтегрирующая — объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)
  • Культуро-транслирующая — способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
  • Легитимирующе-разлегитимирующая — узаконивает и утверждает неправомерность каких-либо общественных устоев и порядков.

 

 

 

Мораль. Нравственная культура

Мораль — форма общественного созна­ния, состоящая из системы ценностей и требований, регу­лирующих поведение людей.

Понятие «мораль» — специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)

Понятие «нравственность» — принципы реального практического поведения: людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение. Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего)

 

Важнейшие функции морали в обществе:

  • Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
  • Ценностно-ориентационная — утверждение человече­ского в человеке, поскольку мораль является жизненным ори­ентиром, в котором выражается стремление человека к самосо­вершенствованию.
  • Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и по­буждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного об­лика личности.
  • Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, гла­венствующие над всеми другими формами регуляции поведе­ния людей. Безнравственность недопустима нигде.
  • Координационная — обеспечение единства и согласован­ности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоя­тельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравствен­ных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
Нравственная культура личности— степень восприя­тия индивидом нравственного сознания и культуры обще­ства.
Нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «перепла­вить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение при­менять нормы поведения, находить адекватную им форму по­ступка.