Необходимый минимум (сжатые конспекты по всей школьной программе): Раздел 1 Общество


Скачать файл

Быстрый переход

 

Общество

1) В широком смысле слова общество —  это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, состоящая из способов взаимодействия людей и форм их объединения.

2) В узком смысле слова общество:

  • Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
  • Страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
  • Исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество);
  • Человечество в целом

Основное понятие: общество — сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов  и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

 

Функции общества:

  1. Производство материальных благ и услуг
  2. Распределение продуктов труда (деятельности)
  3. Регламентация и управление деятельностью и поведением
  4. Воспроизводство и социализация человека
  5. Духовное производство и регулирование активности людей

 

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество — есть совокупность общественных отношений.

Также общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система ( система, котораяспособна, серьезно изменяясь, сохранять в то жевремя свою сущность и качественную определенность).

 

Основные сферы общественной жизни:

  • Экономическая — производственная деятельность и отношения в процессе производства.
  • Социальная — внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп.
  • Политическая — деятельность государства, политических и общественных организаций.
  • Духовная — развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

 

 

Система

Система — комплекс взаимодействующих элементов

Элемент — это некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Подсистемы — это промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

 

Основные принципы системы:

  • целое не сводимо к сумме частей
  • целоерождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов
  • структуру системы образует взаимосвязь отдельных элементов, подсистем
  • элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами
  • существует взаимосвязь системы и среды

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.

 

 

Природа

Природа:

  • в широком смысле слова — весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений
  • в узком смысле слова — весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. 

 

 

Социальный институт

Социальный институт это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение  социальных потребностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые.

 

Функции социальных институтов:

  • организуют человеческую деятельность, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни (школа, включает роли учителя и ученика). Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
  • включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
  • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
  • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

 

 

Революция, реформа

Виды общественного развития:

Реформа — какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры)

Революция — коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя 

Инновация — рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации описывали так называемую первичную модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия вторичная, или догоняющая модернизация. Она осуществляется в условиях существования образца, например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации универсальными (западными) формами современности.

 

 

Виды обществ

Классификации (типологии) общества:

  • простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • дописъменные и письменные
  • развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
  • традиционное (доиндуетриальное), индустриальное, постиндустриальное (информационное)

 

Линии сравнения

Традиционное (доиндустриальное)

Индустриальное

Постиндустриальное (информационное)

Основной фактор производства

Земля

Капитал

Знания

Основной продукт производства

Пища

Промышленные изделия

Услуги

Характерные черты производства

Ручной труд

Механизация производства

Автоматизация и компьютеризация производства

Характер труда

Индивидуальный труд

Преимущественно стандартная деятельность

Резкое повышение творческого начала

Занятость населения

Сельское хозяйство — 75%

Промышленность 85%

Сфера услуг — 66%

Основной вид экспорта

Сырьё

Продукты производства

Услуги

Социальная структура

Сословия классы, включенность всех в коллектив, низкая социальная мобильность

Классовое деление; высокая социальная мобильность

Рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация

Продолжительность

40—50 лет

Свыше 70 лет

Свыше 70 лет

Воздействие человека на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Взаимодействие с другими странами

Несущественное

Тесная взаимосвязь

Открытость общества

Политическая жизнь

Преимущественно монархия, политические свободы отсутствуют; власть выше закона, государственный произвол

Появление демократии.

Политический плюрализм, сильное гражданское общество

Духовная жизнь

Господствуют религия и традиции, однородный характер культуры, низкий уровень образования

Утверждаются ценности прогресса, личного успеха, возникает массовая культура

Развитие индивидуализированного сознания, непрерывное образование

 

 

Формация и цивилизация

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

При формационном подходе уровень развития какого-либо общества определяется по уровню развития его экономики: чем больше развита экономика, тем выше уровень развития всего остального - надстрайки (наука, култура, образование и т.д.)

Общественно-экономическая формация — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.

 Виды формаций

Формации К. Маркса

Формации советского обществознания

  1. Первичная (архаичная)
  2. Вторичная (экономическая)
  3. Третичная
  1. Первобытнообщинная
  2. Рабовладельческая
  3. Феодальная
  4. Капиталистическая
  5. Коммунистическая

 

При цивилизационном подходе уровень развития какого-либо общества определяется по уровню развития всей его культуры, а не только экономики. 

Цивилизация:

  • определенная стадия в развитии локальных культур 
  • синоним культуры (например, А. Тойнби)

 

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

 

 

Прогресс

Прогресс — это развитие, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Стагнация — снижение или частичная остановка прогресса в обществе.

Регресс — движение назад, к менее совершенному

 

Критерии прогресса:

  • средняя продолжительность жизни человека.
  • уровень образования.
  • развитие культуры.
  • степень соблюдения прав человека.
  • отношение к природе и др.

 

 

 Глобализация

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть оказывается бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

Последствия процесса глобализации 

Позитивные

Негативные

• Стимулирующее влияние на экономику;

  1. появление возможности создавать товары в тех регионах мира где их производство обойдется дешевле
  2. возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
  3. концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;
  4. плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.

• Сближение государств

• Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике

• Возникновение социокультурного единства человечества

• Насаждение единого стандарта потребления

• Создание препятствий для развития отечественного производства

• Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран

• Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества

• Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах

• Утрата каких-то специфических черт национальных культур

 

 

Глобальные проблемы 

 Название проблем:

Сущность проблем:

Предотвращение ядерной войны

Исключение войны как способа решения международных проблем, несущего 8 себе массовые разрушения и гибель людей, порождающего агрессию, стремление к насилию

Энергетическая

Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и ограниченностью запасов органического топлива (уголь, нефть, газ)

Экологическая

Хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастанию нагрузки на природу: обеднений запасов сырья, загрязнение почвы, воды, воздуха, изменения климата, воздействие на животный и растительный мир

Демографическая

Рост населения (урбанизация)увеличивает потребность в продовольствии и промышленных товарах, всё это приводит к ещё одной проблеме - нехватка продовольствия

Здравоохранение

Эпидемии малярии, гриппа, венерических болезней, СПИДа.

Преодоление отсталости слаборазвитыми странами

Отставание экономик, отсутствие из-за этого нормальных условий жизни у населения

Терроризм

Борьба с международным терроризмом одна из острых проблем современности, терроризм проявляется из-за экономических, политических и религиозных отношений

Девиантное поведение

Алкоголизм, курение, наркотики, суицид

 

 

 

Тренировочные задания по конспекту

А 1. Определение: ≪Развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей≫ относится к понятию

1) формация

2) общество       

3)государство    

4) культура

 

А 2. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие             

2) часть материального мира

3) обособление от природы      

4) способы взаимодействия людей

 

А 3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество — это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1) верно только А            

2) верно только Б

3) верны оба суждения    

4) оба суждения неверны

 

А 4.  Понятие ≪ общество ≫ включает в себя

1) окружающий мир

2) природную среду обитания

3) способы взаимодействия людей     

4) сохранение связи с природой

 

А 5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

А. Начиная с определенного уровня развития производства общество избавляется от прямой зависимости от климатических факторов.

Б. Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и будет оставаться таковым.

1) верно только А            

2) верно только Б

3) верны оба суждения    

4) оба суждения неверны

 

А 6. Понятия ≪нация≫, ≪этнос≫ относятся

1) к экономической сфере

2) к социальной сфере

3) к политической сфере  

4) к духовной сфере

 

А 7. Понятия ≪собственность≫, ≪производство≫, ≪обмен≫ относятся

1) к экономической сфере  

2) к социальной сфере      

3) к политической сфере

4) кдуховной сфере

 

А 8. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?

А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.

Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом. 

1) верно только А            

2) верно только Б

3) верны оба суждения    

4) оба суждения неверны

 

А 9. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести

1) классы, социальные группы 

2) политические партии

3) мораль

4) рабочую силу

 

А 10. Определение: ≪Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному≫ относится к понятию

1) Стагнация    

2) Регресс        

3)Прогресс

4)Модернизация

 

А 11. Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил.

Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры.

1) верно только А              

2) верно только Б

3) верны оба суждения      

4) оба суждения неверны

 

А 12. Характерной чертой регресса в обществе является

1) переход от низшего к высшему

2) движение назад к менее совершенному

3) переход от простого к сложному

4) движение вперед к более совершенному

 

А 13. Верны ли следующие суждения об общественном

прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1) верно только А              

2) верно только Б

3) верны оба суждения      

4) оба суждения неверны

 

А 14.Определение: ≪Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным≫ относится к понятию

1) стагнация   

2) прогресс

3) регресс       

4) модернизация

 

А 15. Верны ли следующие суждения о сущности революции?

А. Революция — это изменение (преобразование, переустройство) какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Б. Революция — это постепенный переход общества из одного состояния в другое.

1) верно только А    

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 16.Определение: ≪Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества≫ относится к понятию

1) контрреволюция   

2) реформа                

3) революция

4) контрреформа

 

А 17. Верны ли следующие суждения о реформах?

А. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Б. Реформы могут изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности.

1) верно только А    

2) верно только Б    

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 18. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)

1) регрессивная направленность  

2) революционные изменения

3) постепенные процессы

4) скачкообразные перемены

 

А 19. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А    

3) верны оба суждения

2) верно только Б    

4) оба суждения неверны

 

А 20. Какой признак относится к постиндустриальному обществу?

1) развитие индивидуализированного сознания

2) возникновение и лидерство массовой культуры

3) наличие однородного характера культуры

4) преобладание устной передачи информации

 

А 21. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А.  В традиционном обществе преобладает индивидуализм, а ценность человека заключается в нем самом.

Б. В традиционном обществе люди стремятся властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможную пользу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 22. Общественно-экономическая формация — это

1) определенный тип экономической системы

2) форма существования общества

3) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер

4) совокупность проявлений культуры как таковой

 

А 23. Верны ли следующие суждения о формационном подходе к анализу общественного развития?

А. Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов.

Б. Формационный подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

1) верно только А  

2) верно только Б

3) верны оба суждения    

4) оба суждения неверны

 

А 24.Определение: ≪Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой ≫ относится к понятию

1) общество  

2) культура

3) формация

4) цивилизация

 

А 25. Верны ли следующие суждения о сущности понятия ≪цивилизация≫?

А. Цивилизация — это стадия общественного развития, следующая за дикостью и варварством.

Б. Цивилизация — это состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы, закона.

1) верно только А   

3) верны оба суждения

2) верно только Б    

4) оба суждения неверны

 

А 26. Верны ли следующие суждения о цивилизационном подходе к анализу общественного развития?

А. Цивилизационный подход позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии.

Б. Цивилизационный подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

1) верно только А   

2) верны оба суждения

3) верно только Б    

4) оба суждения неверны

 

А 27. В структуру цивилизации входит следующий элемент

1) производственные отношения

2) культура как совокупность общественных ценностей

3) способ производства

4) государство как система господства меньшинства над большинством

 

А 28. В структуру общественно-экономической формации входит следующий элемент

1) общественные производительные силы

2) способ общения

3) государство как система управления делами общества

4) производственные отношения

 

А 29. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения глобальных проблем?

А. Причина возникновения глобальных проблем заключается в невиданном расцвете производительных сил, в результате которого техногенная нагрузка на Землю резко возросла.

Б. Причина возникновения глобальных проблем состоит в том, что человек оказался недостаточно разумен, чтобы вовремя предусмотреть пагубные последствия технического влияния.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 30. К глобальным проблемам  современности относится

1) проблема войны и мира

2) проблема религиозных конфликтов

3) проблема развития торговых связей

4) проблема развития стран СНГ

 

А 31. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Глобальные проблемы порождены деятельностью одной страны или группы стран.

Б. Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.

1) верно только А  

2) верно только Б

3) верны оба суждения    

4) оба суждения неверны

 

А 32. К глобальным проблемам современности относится (ятся)

1) энергетическая проблема      

2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки

3) проблема взаимодействия России и Запада

4) все указанные выше

 

А 33. Верны ли следующие суждения о социологии?

А. Социология — это наука об обществе как целостной системе.

Б. Социология — это наука, изучающая историю и закономерности возникновения государства и права.

1) верно только А    

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А 34. Отношения между людьми, устанавливающиеся в

процессе их совместной практической и духовной деятельности,

называются

1) экономическими          

2) цивилизационными       

3) общественными

4) политическими

 

А 35. В понятие социальный институт не входит

1) школа

2) брак

3) армия

4) дружба

 

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания ( B1 — В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В2.

 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием ≪прогресс≫ .

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием ≪прогресс≫.

 

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием ≪цивилизация≫.

Социальная эволюция как основная форма движения; общественные производительные силы; классовая, двухполюсная структура общества; культура как совокупность общественных ценностей; способ общения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием ≪ цивилизация ≫.

 

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием ≪духовные общественные отношения≫.

Политические отношения; религиозные отношения; производственные отношения; правовые отношения; философские отношения.

 Найдите и укажите термин, не связанный с понятием ≪духовные общественные отношения≫.

 

ВЗ.

1. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ТИП ОБЩЕСТВА

1) традиционное общество

2) индустриальное общества

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

A) высокая социальная мобильность

Б) деспотическое государство

B) неразделенность административной власти

Г) признание демократических прав и свобод личности

Д) включенность всех в коллектив

 

2. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

A) парламент

Б) система здравоохранения

B) общественные организации

Г) правительство

Д) коммунальные службы

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) социальная сфера

2) политическая сфера

 

3. Установите соответствие между двумя формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

1) реформа

2) революция

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

A) разрушение основ существующего социального строя

Б) активное политическое действие народных масс

B) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни

Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса

Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

 

В4.

1. Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) самодостаточность

2) предсказуемость

3) статичность

4) динамичность

5) линейность

6) сложноорганизованность

 

2. Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема